Команда Марка Цукерберга работает над созданием нового сервиса Facebook@Work. По замыслу он отделит «зёрна от плевел», разграничив деловую и личную жизнь на просторах крупнейшей в мире социальной сети. Этот веб-проект поможет пользователям в организации деловых контактов и совместном использовании документов. Обратная сторона – более тесная интеграция «Фейсбука» в нашу жизнь.
В этом году Facebook отметил своё десятилетие. Каждый год в соцсети создавались дополнительные приложения и появлялись новые участники. Казалось, так будет продолжаться до тех пор, пока в неё не добавится последний пользователь и свои аккаунты не появятся у всех домашних питомцев.
Однако за последнее время темпы роста популярности Facebook стали падать. Жители стран с дешёвым доступом в интернет были охвачены в первые годы. За ними последовали мобильные пользователи из развивающихся стран, а дальше наступила стагнация.
Всеобщее подключение к интернету так и остаётся перспективным проектом. Пока Facebook ищет способы привлечь новых пользователей, из социальной сети уходят прежние. Причём, чем активнее был человек в «Фейсбуке», тем скандальнее становился его отказ от дальнейшего использования сервиса. В прошлом году отток пользователей принял массовый характер, после чего руководство компании затеяло целый ряд реформ.
Основная претензия пользователей сводилась к тому, что со временем в список друзей попадают посторонние. Одним неудобно отказать (знакомые сочтут за оскорбление), от других мы зависим (преподаватель, начальник), а третьи были нужны только на период совместной работы.
Все эти люди по-разному воспринимают нас, а Facebook смешивает социальные роли. В результате наша личная жизнь либо оказывается на виду у всех, либо мы не загружаем свежие фотографии и крайне осторожно комментируем. Страдает свобода выражения мыслей, теряется сам смысл делать что-то в социальной сети.
Конечно, можно использовать настройки доступа, но они не отличаются гибкостью. Единственная фотография или неудачная фраза, попавшаяся на глаза не тому человеку, способна испортить репутацию или даже поставить на карьере жирный крест.
Разделить персональные и рабочие контакты в Facebook следовало давно. Тем более, что опыт внутрикорпоративного использования возможностей соцсети у команды Цукерберга накопился приличный.
По сути это будет своеобразный гибрид LinkedIn и Google Drive с привычным интерфейсом веб-страницы в стиле Facebook. Основная разница заключается в том, что от коллег по работе и бизнес-партнёров будут скрыты все записи и фотографии личного характера. Со временем в интерфейс будут добавлены бизнес-инструменты, и Facebook at Work превратится в мощного конкурента на рынке деловых сетей, который только начал формироваться в последние годы.
Основную конкуренцию новому продукту составят облачные сервисы «Google Диск» и Microsoft Office 365. Последний был существенно усилен после поглощения корпоративной социальной сети Yammer в 2012 году со всеми наработками и клиентской базой.
Ключевая проблема пока состоит в том, что использование любого подобного продукта в корпоративной среде имеет очень ограниченное применение. Через соцсеть (пускай и деловую) критические данные легко утекают на сторонние серверы, где никто не гарантирует их сохранность в тайне. Поэтому никто в здравом уме не доверит Facebook at Work и другим публичным сервисам коммерческую тайну, как и не станет использовать их для ведения конфиденциальной переписки.
Возможно, Facebook удастся создать аналогичную платформу не только в виде открытого веб-сервиса, но и в рамках концепции «корпоративного облака», все данные в котором физически будут размещаться в пределах ИТ-инфраструктуры самой компании-заказчика.