Сегодня краудсорсинг в России становится новым инструментом для решения самых разных задач в коммерческой, государственной и общественной сфере. Наглядным свидетельством тому стал сервис «Карта краудсорсинга», который будет запущен в ближайшее время порталом Crowdsourcing.ru и независимым экспертом Светланой Гордеевой.
Краудсорсинг – это универсальный подход, объединяющий заинтересованных людей в решении сложных задач. Координация их действий выполняется при помощи специализированных ИТ-платформ с веб-интерфейсом. В них можно актуализировать текущие цели, отслеживать скорость их достижения, привлекать внимание общественности и денежные средства волонтёров, автоматизировать рутинные процессы… Словом, быстрее достигать результата в масштабных и ресурсоёмких проектах совместными усилиями. Сам термин был введён в 2006 году редактором журнала «Wired», но как явление он существовал задолго до этого.
На «Карте краудсорсинга» отражены отечественные социальные проекты, активные в настоящее время. Они имеют географическую привязку и тематические разделы: проекты отображаются по сферам (экология, здравоохранение и другие) и уровню (региональный или федеральный), либо выводятся общим списком. За комментариями о работе нового сервиса мы обратились к его авторам: Светлане Гордеевой, Алексею Дубровскому и Антону Москаленко.
Из каких источников и как долго собирались данные для «Карты краудсорсинга»?
С. Г.: Наполнение карты осуществляется за счет информации, полученной в ходе мониторинга СМИ, предоставляемой органами власти и региональными общественными палатами, общественными организациями и компаниями – разработчиками. Данные собирались порядка двух лет, а обрабатывались и собирались воедино в течение полугода.
У России во всём прослеживается своя специфика. В чём она выражается применительно к краудсорсингу?
А. Д.: Проведенные исследования показали, что в регионах краудсорсинг развивается активнее, чем федеральные проекты. Их соотношение сейчас составляет примерно 197 к 35 соответственно. В основном инициаторами появления тех или иных проектов становятся горожане или общественные объединения. На втором месте – органы власти, а на третьем – бизнес-проекты для общества. Затем уже проекты экспертного сообщества. Также активное участие в крауд-движении приняли несколько известных отечественных стартапов. Примечательно, что за последнее время краудсорсинг стали применять активнее как раз органы власти для выстраивания диалога и получения идей от населения. Краудсорсинг становится инструментом предвыборным.
Как вы можете охарактеризовать темпы появления новых проектов и их роста?
С. Г.: Здесь лучше выделять не рост проектов в регионах или на федеральном уровне, а то с какими задачами работают проекты и какое количество пользователей они привлекают. Наибольшее распространение получают проекты, связанные с получением и совершенствованием идей для органов власти. Я бы выделила народный бюджет как наиболее популярный сейчас вид краудсорсинг-проектов. Пожалуй, он востребован сейчас (особенно в регионах) больше всего. Лидером здесь являются якутский и тульский проекты.С большой вероятностью к 2016 году народный (открытый) бюджет станет самым популярным среди проектов органов власти. Одним из первых (по нашим данным) его организовали в Астрахани.
Как осуществляется наполнение карты? Кто в основном добавляет проекты?
А. М.: Пока мы сами прорабатываем добавление проектов,но в наших планах связаться с авторами каждого проекта и выйти на информационное сотрудничество с региональными СМИ. Нам важно, чтобы каждый мог присоединиться, оценить информацию и помочь скорректировать её.
С какими трудностями связан процесс поиска краудсорсинговых проектов в России?
А. Д.: Сейчас информация о развитии краудсорсинга в России очень разрознена. Для поиска проектов мы выбрали более ста ключевых слов, которые могут использоваться в названиях или описаниях. К сожалению, не всегда удается находить проекты таким образом, поскольку у них пока нет единой типологии и набора стандартных параметров. Например, замечательный проект «Инициатива Елабуги» был найден совершенно случайно. Похожая ситуация с Петрозаводском. Мы подумали, что новый мэр может применять краудсорсинг, и оказались правы. Как только его запустят, то мы его добавим на карту. Поэтому мониторинг сейчас в основном ручной. На обработку одного региона уходит от одного до пяти дней.
Какие направления сейчас преобладают в отечественном краудсорсинге?
С. Г.: Москву волнует, прежде всего, транспортная проблема. В этой сфере есть четыре проекта. Регионы предпочитают сбор идей для улучшения состояния своего города и области. На основе мнения жителей будут определять, как лучше распределять средства муниципального бюджета. Это очень интересная сфера на стыке ИТ, финансов и управления.
Есть ли уже какие-то реальные примеры такого использования краудсорсинга?
А. Д.: В регионах власть быстро поняла, что получать идеи от населения – это здорово. Например, в Якутске решили обсудить реконструкцию городского канала. Заказывать экспертизу обошлось бы в несколько миллионов бюджетных денег. С помощью краудсорсинга они не только собрали ценные идеи от местных архитекторов и урбанистов, получили результаты опроса мнения активных граждан, но и как раз те самые деньги сэкономили.
Что требуется для эффективного развития карты краудсорсинга?
А. М.: Сейчас важно, чтобы к нам присоединились не только обычные пользователи, но и журналисты, представители власти, которые будут оповещать о создании новых проектов и передавать ценную информацию для аналитики.
Современные технологии – это бесконечное развитие по типу фрактала: одни процессоры задействованы в проектировании других, а 3D-печать используется для создания 3D-принтеров. В свою очередь, «карта краудсорсинга» – это тоже краудсорсинговая инициатива. Она открыта для всех заинтересованных людей и организаций. Любой желающий может пополнить её своим или просто случайно найденным проектом.