Есть в нашем обществе – точнее, в его образованных слоях – один очень популярный миф. Миф о неземных достоинствах нездешнего, особенно заокеанского образования. О царящей в нем атмосфере интеллектуализма и искреннего почитания прав человека. Ну, правда, тесты PISA-2012 каких-то достоинств школоты, взращенной в западных демократиях не усматривают – китайские школьники тут далеко впереди – но, может свободное и доброжелательное формирование личности того стоит?
А работать… Ну, работать будут роботы. Трудолюбивые такие, доброжелательные. Не какие-то там роботы-пролетарии из “R.U.R” Чапека, готовые обратится коминтерновскими мятежниками, но дисциплинированные роботы, чтущие Три закона Азимова; доброжелательная и знающая свое место прислуга – Савельич и Дядя Том из железа и кремния. Могут быть и превосходящие умом хозяев роботы-интеллектуалы – аналог ученых греков-рабов, привезенных вместе с прочей добычей из разгромленного Коринфа на берега Тибра консульскими либурнами Муммия.
Люди же – люди, по крайней мере из стран Первого мира, будут наслаждаться жизнью, в соответствии с правилами, усвоенными в школе от гуманных и доброжелательных педагогов. Только вот суровая реальность порой разбивает в дребезги уютный бисквит с такими вот пасторальными картинками ближайшего будущего. Разбивает таким вот сообщением из южнокалифорнийской газеты – Teacher talked of killer robot in class…
История, рассказанная газетой с лапидарным именем U-T San Diego (до 2012 года звавшейся The San Diego Union-Tribune, и образовавшейся в 1992-м из двух местных изданий – San Diego Union и San Diego Evening Tribune) своей обыденной инфернальностью превосходит и кошмары Кафки, и антиутопии Замятина и Оруэлла. И для достижения такого эффекта достаточно оказалось вывести на свет Божий обычные такие мечты обычной такой калифорнийской учительницы.
А грезы эти оказались на редкость забавными – как выяснило расследование, проводившееся чиновниками Приморского объединенного школьного округа в Сан-Диего. (Oceanside Unified School District – School District не есть аналог наших РОНО, это интереснейший рудимент тех времен, когда американская система образования организовывалась и финансировалась только на местном уровне, и представляет собой еще и эндемичную систему самоуправления; ну, приблизительно, как наши «земства», к сожалению не дожившие до современности…)
Так вот, выяснилось, что учительница по имени Тюйет-Маи Тхи Во (Tuyet-Mai Thi Vo) мечтала о тех временах, когда роботы придут в педагогику. Правда, отнюдь не так, как в местную еврейскую школу с углубленным преподаванием робототехники, или же в кружок робототехники при тульском Дворце пионеров (нынче это заведение, живущее в здании Думы царских времен обзывается как-то иначе, но запоминать эти новации лень…). Роботы должны были, по мнению миссис Во, прийти в школу педагогами. Причем педагогами, наделенными специфическими функциями и еще более специфическими инструментами…
Досточтимая учительница мечтала и делилась с учениками мечтами о грядущем расцвете робототехники. Когда робот-учитель, вооруженный тазером (это такой электрошоковый пистолет, вроде гарпунного ружья для подводной охоты, сначала стреляющий в жертву электродами, а потом глушащий ее разрядом тока) будет стрелять по ученикам, отвлекающимся от урока и недостаточно рьяно усваивающим материал…
Таким образом, на людей предполагалось перенести методы обучения, которые Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) использовал для экспериментов на животных. Делает крыса нечто правильно – получает пищу, неправильно – ее бьют током… (Для знакомства с теорией Скиннера порекомендуем рассказ «Теория обучения» Джеймса Макконнелла – эта шутка профессора психологии издавалась в сборнике написанной учеными фантастики «Пиршество демонов» издательства «Мир».)
Впрочем, кто его знает, читала ли миссис Во работы Скиннера, и знает ли она, что американские психологи чтут его повыше Фрейда (которому по опросу Американской психологической ассоциации 1972 года уделили лишь второе место)… Важно, что ей так хотелось подкрепить электрическим разрядом дидактический материал, что она делилась своими мечтами с учениками. А ученики-то эти – из западного гражданского общества, привычные к борьбе за свои права ябедничеством и доносительством.
Школьники радостно поведали Школьному округу о том, что их любящий педагог грезит о том, чтобы запрограммировать робота бить током учащихся за невнимание, и убивать их за опоздания на занятия. Пока же железные люди еще не пришли на помощь к достойным наследникам Коменского и Песталоцци, она справляется с проблемой сама – возьмет школьника за грудки так, что рубашонку на нем порвет…
Началось расследование, долгое и унылое. Собирались свидетельства, опрашивались очевидцы и коллеги. Начальство давало миссис Во достойную характеристику – мол, она привержена наукам, шахматную команду тренирует (ну да, к боксерам ей лучше не приближаться…) и Азиатский клуб консультирует. Впрочем, в таком отзыве от школьного суперинтенданта нет ничего удивительного – кто ж признается, что нанял и держал на работе того, кого не только к детям, но и к бойцовым псам без намордника лучше не подпускать…
И в результате современная «педагогическая поэма» завершилась в Сан-Диего ничем. Поскольку судебный процесс очень дорог, то миссис Во решили не наказывать, а выплатить ей компенсацию в 92000 долларов. (Тем, кто соберется поработать в Калифорнии сей факт объяснит, почему наличие приличной школы вздымает там цену недвижимости до заоблачных высот, а налоги столь громадны…) И казалось бы, о чем тут говорить: глупость «педагога», лень «чиновников», благо платить за которую придется заокеанским налогоплательщикам.
Только вот дело на самом деле очень серьезное. В самом что ни на есть «продвинутом технологически» регионе планеты отмечаются сугубо человеконенавистнические идеи использования робототехники. И вынашивают их не сотрудники «мозговых танков» Пентагона, которым это по штату положено, а ШКРАБы, школьные работники, которым платят вроде бы за то, чтобы сеяли разумное, доброе, вечное… И не по заказу военного ведомства, а в порядке частной инициативы.
И что интересно, будучи поймана на этом, уважаемая учительница не понесла никакого наказания от не менее уважаемых чиновников… Заокеанская юстиция (впрочем, как и любая бюрократическая система) гуманна к «своим», это ж не мирные жители Ирака и Сирии, которые гибнут в результате ударов авиации по боевикам Исламского государства и без всяких угрызений совести записываются в collateral damage. И не имеет значения, что роботов с тазерами у педагога почти нет – свою сущность она проявила достаточно ясно.
И именно такие, вполне человеческие сущности, будут в ближайшее время определять взаимодействие роботов с человеческим социумом. Не стоит надеяться на некий аналог Законов Азимова – в сферу робототехники будут выплескиваться и человеческие нравы, и человеческие комплексы, что любезно продемонстрировала калифорнийская учительница. А есть же еще и материальные интересы, ради которых обычно идут вообще на все!
Так что задумаемся, пока есть время, как же люди намерены использовать роботов? Все ли эти планы благотворны, даже когда нацелены на, казалось бы, благородную миссию распространения знаний? Может не стоит забывать слова Анатоля Франса – Les hommes d’État de ce tempérament font tout le mal possible. Si l’on se mêle de conduire les hommes, il ne faut pas perdre de vue qu’ils sont de mauvais singes. À cette condition seulement on est un politique humain et bienveillant. «Вопреки своим самым благим намерениям государственные деятели подобного склада приносят наибольший вред. Если уж человек берется управлять людьми, он не должен упускать из виду, что они — просто гадкие обезьяны. Только при этом условии можно быть гуманным и доброжелательным политическим деятелем.» Это стоит помнить и педагогам, и их начальникам…