Горячие внешнеполитические и слегка подостывшие военные новости, вместе с сугубо хозяйственными заботами (поставить свежие батарейки в счетчики Гейгера…) как-то отвлекают внимание от действительно важных событий. А ведь с неизбежностью осенних холодов настал новый учебный год. И надо внимательно посмотреть, а чему же учатся школьники в окружающую нас цифровую эру?
Прежде всего, надо отметить главное; то самое, что отличает «настоящее компьютерное время» от совсем недавнего прошлого. От «теоретического» преподавания информатики школьникам в СССР в восьмидесятые годы прошлого века. От тех дискуссий на тему школьного компьютерного образования, которые велись на страницах бумажной «Компьютерры» в девяностые и начале нулевых, когда «классический» персональный компьютер стал доступной новинкой. Теперь же ситуация качественно другая.
Дело в том, что теперь рождаются и вырастают в окружении цифровых устройств. За грудничком следит «цифровая няня» – приобретение которой ныне является почти обязательным элементом семейной жизни – передающая его писки и телодвижения на планшеты и смартфоны родителей. Его первые осмысленные слова запоминает, трансформирует и возвращает ему «андроидский кот». Сказки он слушает в виде сигнала, исходящего от планшета и усиливаемого магнитолой в детской комнат. Да и на планшете смотрит мультфильмы…
То есть – чудеса быстроизменчивого мира информационных технологий для нынешних первоклассников являются уже данностью. Привычным окружением. Инфраструктурой… И вот он идет в школу – и с чем же сталкивается там? Как традиционные, со времен Яна Амоса Коменского дошедшие до нас педагогические технологии соотносятся с нуждами и потребностями цифрового века, и как надлежит их обновить в соответствии с духом современности?
Для того, чтобы не уподобиться великим ученым Средневековья, Альберту Великому и Фоме Аквинскому, увлеченно спорившим о том, имеет ли крот глаза, но отказывавшимся от простодушного предложения садовника, принести им живого крота, воспользуемся эмпирическим материалом. А именно – интереснейшим опросом, проведенным проектом Hi-Tech.Mail.Ru и имевшим целью выяснить, какие гаджеты пользователи считают наиболее полезными в учебе в этом году.
Ну, самым интересным результатом будет то, что если в 2013 году более 40% опрошенных считало цифровые устройства мешающими учебе, то теперь эта цифра сократилась до 28,5%. А 24% напротив, уверены в том, что использование гаджетов помогает лучше усваивать материал. И еще 18% полагают, что использование компьютерных технологий в учебе позволяет лучше подготовить детей к будущей работе. Одиннадцать процентов полагают, что ИТ-устройства повышают интерес и мотивацию к учебе. Вот так!
Но есть и пессимисты, одиннадцать процентов респондентов уверены в том, что гаджеты вредят здоровью учащихся. Так что киберскептиков совокупно – около сорока процентов. Давайте же посмотрим, насколько обоснованы и черные страхи, и радужные надежды? Для этого вернемся к делам давно минувшего времени, к авторитетам прошлого. Ну, вот академик А.Н.Крылов, патриарх отечественной кораблестроительной науки. Учился он в девятнадцатом столетии, без всяких компьютерных гаджетов, но зрение испортил, что не дало ему возможность сделать карьеру судоводителя…
Зато – дало повод всю жизнь заботиться о том, что нынче называется эргономикой. И при работе наводчика у прицелов, и при издании научных трудов, и при выборе шрифта для школьных учебников… Технология и ее продукты должны быть удобными для пользования человеком, не губить его здоровье – неважно, идет ли речь о классиках науки, которые надлежит издать на хорошей «тряпичной» бумаге, или о современных школьных планшетах, которым стоит иметь как минимум экран IPS…
То есть – возможный ущерб здоровью не связан с уровнем развития технологии. Зрение можно испортить и слепыми шрифтами и плохой бумагой, и плохим экраном… И – неверной организацией труда ученика. Важнейший вопрос – учат ли педагогов нынче нормам охраны труда при работе с компьютерной техникой, учитывающим особенности детского организма? Включены ли эти вопросы в программы переподготовки учителей? Вот каким вопросом надлежит озаботится обществу?
Дальше, собственно школьные занятия. Академика Крылова в гимназии учили «писать фигурными шрифтами – рондо и готическим». Советским школьникам середины шестидесятых запрещали в первом классе писать перьевыми авторучками – считалось, что надлежащий почерк позволит выработать лишь перо, вставляемое в ручки и макаемое в чернильницу. Чернила получались самостоятельным разведением таблеток в воде. (Перо было стальным, из хвоста гуся выдирать его не приходилось…)
Казалось бы, архетип косности. Но еще – и выработка мелкой моторики, координации движений. Крайне необходимой на любой ступени развития технологий. Можно ли отказаться от каллиграфии без ущерба для развития учащегося? Приучать детей к клавиатуре, ибо даже подпись чаще всего оказывается теперь цифровой. Трудно сказать, на эти вопросы должны отвечать профессиональные педагоги. Дело общества – эти вопросы задать…
Пойдем дальше, вот перечень устройств, которые опрошенные почитают наиболее полезными для детей. На первом месте – старый добрый бумажный учебник. Его выбрало 44,7% респондентов. Ну, часть, наверное помнила о том, как славно драться ими с однокашниками… Но другими руководило вполне компьютерно-информационное соображение – учебник является устройство «параллельным»!
Да, процесс учебы интерактивен – нужны постоянные возвраты назад, к более ранним страничкам. И обычная книга для такой работы оказывается самой удобной. Вторым по предпочтительности идет планшет 18,3%. Но на нем куда менее удобно листать странички, чем в книге. (А уж про хрупкость этого устройства и говорить не стоит – защищенные модели дороги, к штуке баксов…) Но зато – отнести в школу легкий планшет вместо пачки учебников куда удобнее!
Так что предпочтительным вариантом «на сегодня» будет комплект бумажных учебников для дома и планшет для школы. Дальше называют мультимедийные доски, которым отдают предпочтение 11,7% опрошенных – вот эту тенденцию хочется назвать опасной и призвать употреблять умеренно. Это – отсылка к первой сигнальной системе, а школе стоит бы развивать вторую… И чертежи на грифельной доске, линейкой и циркулем, непревзойденный инструмент изучения математики в частности и развития мозга вообще.
До родителей наконец-то дошло, что смартфон дети используют не для учебы, а совсем наоборот – количество поклонников этих устройств упало с 18% в 2013 году, до 6,7%. Классический персональный компьютер предпочитают 8,9% опрошенных. (Интересно бы было сравнить эту цифру со статистикой августовских продаж персоналок…) Но поскольку 52% опрошенных готовы потратить на ИТ-обновки к новому учебному году не более 5000 рублей, то десктопам, ноутбукам и даже самым дешевым нетбукам, похоже, «не светит»…
Очень интересно предпочтение приложений. На первом месте ¬ – 30,4% – словари и переводчики. Очень жаль, что в опросе неразличимы словарь, вещь исключительно полезная – в планшет можно залить большие, многотомные и тяжелые словари, покрывающие весь семантический спектр – и «переводчик», устройство которое в школе надлежит считать происками врага рода человеческого, не дающими возможности нормально овладеть иноземной речью. 18,4% предпочитают справочники с формулами и правилами… Тут нужно смотреть. Школьные правила и формулы все ж лучше намертво выжечь в памяти, иначе толку от обучения не будет.
Аналитические программы, компьютерная графика как и обучающие игры вред вряд ли принесут. Правда, будет ли от них польза – сказать трудно… Это опять-таки дело педагогов, которым надлежит согласовывать учебные программы с задачами развития детей и практическими нуждами общества. Но гарантировать можно одно – обучение отныне и впредь стало компьютерным. В 5 тысяч рублей можно уложить вполне работопригодный (хоть и хрупкий) планшет, пользу которого понимают многие. Так что современной педагогике надлежит считать гаджеты столь же обыденными и необходимыми, как и перо с бумагой.