Писать о мобильных устройствах кажется невыносимым, настолько эта тема «опопсела». Однако и обойти её вниманием в кои-то веки тоже не получается: за последние недели в мире смартфонов (и отчасти планшеток) произошло несколько важных перемен. И речь не столько даже о цифрах, характеризующих происходящее — а ведь впервые в истории «мобильного машиностроения» за квартал производителями продавцам поставлено более 300 млн. смартфонов — сколько о проявившихся к настоящему моменту качественных тенденциях.
Начать с того, что платформа Android наконец превзошла iOS по веб-активности пользователей: если верить независимым наблюдателям (данные NetMarketShare), веб-трафик с Android-устройств нынче летом превысил трафик с iOS-устройств. Новость эта не стала неожиданной: минимум на протяжении года андроидовская кривая направлялась вверх к стагнирующей кривой iOS, да и активных пользователей у «зелёного человечка» теперь больше миллиарда (официальная цифра Google). И даже в корпоративном секторе, где на каждую активируемую Android-железяку пока ещё приходится две железки под iOS, доля Android растёт (данные Good Technology).
Таким образом единственное, что пока ещё позволяет Apple не стыдясь называть свою мобильную ОСь лидером, это большая её доходность для разработчиков приложений. Впрочем, свежей статистики на этот счёт тоже давно не слышно (последняя оценка была сделана весной: iOS, якобы, приносила на 85% больше Android).
Но чем ближе осень, тем больший интерес вызывает не первое или второе место в мобильной табели о рангах, а место третье — пока ещё вакантное. Интрига тут вот какая. Согласно свежему отчёту IDC, из поставленных во втором квартале 300 (с копейками) миллионов смартфонов, более 96% работали под управлением Android или iOS (85 и 12 процентов соответственно). Это заметное изменение к аналогичному периоду прошлого года, когда совокупная доля платформ Google и Apple была меньше 93%. Так вот мало того, что рост обеспечила почти единолично Android (поставки устройств под управлением которой выросли ровно на треть), так ещё и доли всех платформ, претендовавших на третье место, усохли. Почти на 80% просели поставки Blackberry и почти на 10% уменьшились поставки Windows Phone-устройств. В результате «Ежевика» теперь почти не видна (полпроцента от 300 млн штук), а WP довольствуется 2.5% в общем потоке поставленных за второй квартал смартфонов. Доля Windows Phone уменьшилась не только в процентном выражении, но и в поштучном: с 8.2 до 7.4 млн устройств.
Ждать перелома сложившейся тенденции в ближайшем будущем вряд ли разумно. Android-производители нащупали золотую жилу бюджетных моделей для развивающихся рынков и теперь вовсю её разрабатывают, доходя порой до крайностей: например, Lenovo, крупнейший производитель PC, теперь производит больше смартфонов, чем персоналок! Apple же готовит презентацию одного или нескольких новых iPhone, что должно хотя бы временно подстегнуть её продажи.
Вывод? Третий на мобильном рынке оказался лишним. И это, конечно, шок. Всегда ранее, когда речь шла об операционных системах, на сцене присутствовали три игрока минимум: что в истории PC (Microsoft, Apple, лагерь UNIX), что в биографии мобильных телефонов (Palm, Microsoft, Symbian). Было естественно предположить, что и на этот раз третий игрок проявится. Весь прошлый год, да ещё и в нынешнем аналитики ждали Номера Третьего — обещая солидную долю рынка то Microsoft с её Windows Phone, то замыкающим строй альтернативщикам вроде Tizen, Firefox OS, Ubuntu, даже Blackberry. Увы, не случилось — и теперь ясно, что в ближайшем будущем и не случится!
Почему это произошло? Никто пока не понимает. Отчасти, вероятно, дело в разработчиках приложений — которые предпочли сосредоточиться на двух популярнейших платформах, так и не дотянув функционал WP-приложений до уровня iOS или Android. Отчасти, очевидно, дело и в пользователях, направляемых стадным инстинктом: среднестатистический покупатель, знающий, что у всех его знакомых либо Android, либо iOS, не расположен делать выбор в пользу продукта Microsoft — и даже окажись вдруг экосистема Windows Phone самым благоприятным местом для работы и развлечений, мало кто это оценит.
Откажется ли Microsoft от мобильных амбиций? Едва ли. По крайней мере не сейчас, когда к штурвалу только-только встал капитан, считающий мобильное направление приоритетным. Скорее софтверный гигант в очередной раз скорректирует тактику: компания только что похоронила проект McClaren (прототип телефона будущего с Kinect-подобным функционалом) и сейчас разворачивается в сторону бюджетных смартфонов. Кроме того, впечатлённые её упрямством, в лоно Windows Phone возвращаются партнёры: новый — теперь «виндовый»! — HTC One M8 увидит свет вот-вот. Но сдвигов к лучшему не видать, Microsoft проигрывает мобильные битвы одну за другой.
Что в итоге? Отсутствие противовеса для Android и iOS — которые, как считают многие, идейно не пересекаются (владелец iPhone в здравом уме не пересядет на Nexus, и наоборот), владеют каждая своей аудиторией монопольно — отразится на качестве мобильных решений, конечно, только в худшую сторону. Хотелось бы сказать, что отсутствие конкуренции никогда никому не вредило, но вы и сами понимаете, что это будет враньём.
Последствия биполярности в мобильном мире рисуются тем тяжелей, если принять во внимание растущую зависимость публики от цифровых мобильных устройств. Западные СМИ в последние недели вовсю обсуждают новый термин: nomophobia. Номофобия — это, грубо говоря, боязнь остаться без мобильника. Так среднестатистический американец проверяет свой смартфон минимум раз в час, презревая место и время действия (на людях, в постели и в туалете, на работе) — и три четверти из них испытывают панику, если мобильника под рукой вдруг не обнаруживается («Потерял?!»).
Смартфон, планшетка стремительно превращаются из красивых железяк в часть тела. Увы, подконтрольную всего двум именам…