В автаркической экономике СССР Прибалтика жила хорошо и зажиточно. Она была Западом по местным понятиям, и было полезно слетать туда не реже раза в месяц — проверить ход работ у подрядчиков да закупиться сыром, ликёром и бальзамом. Но вот в куда более открытом хозяйстве Российской империи дело было не так; бытовала пословица, подчёркивающая, что достояние коренного лифляндца составляют высокие духовные достоинства и ещё кое-какие мелочи. И чтобы не оказаться в таком же положении в современном глобализованном мире, Эстония ставит себе на службу цифровые технологии.
Почему это приходится делать? Ну, вообще-то современная Эстонская Республика — государство весьма благополучное. Член ВТО, ЕС, НАТО (этот блок с осени, похоже, опять станет нашим главным противником). В качестве валюты используется евро. Скромный, но стабильный достаток: по данным МВФ за 2013 год, доход среднего эстонца на душу населения составил $19 031, а для сравнения скажем, что, согласно этому же источнику, средний доход граждан России равнялся $14 818. Это — цифры, выраженные в честном номинале, без всяких там плясок с паритетами покупательной способности.
Согласно этим показателям, Эстония является самым благополучным из государств, возникших на постсоветском пространстве. Конечно, до средних по ЕС $34 060 на душу населения ей далеко. И даже от $29 150, которые приходятся на обитателя Испании, она отстаёт очень заметно. При всём том, что Испания страдает от кризисов и повальной безработицы. Но что делать: нефти и газа — как в Норвегии, где ВВП на душу населения составляет $100 318, у прибалтийской республики нет (вместо этого имеет место энергозависимость), да и климат не тот, что в пиренейском королевстве…
И из традиционного общества (о жизни эстонских крестьян есть прекрасные, весёлые книги Оскара Лутса), успешно поставлявшего в города избытки населения, которые служили базисом индустриализации и межвоенной независимой Эстонии, и Эстонской ССР, страна давно «выросла». Эстония — страна постиндустриальная, пребывающая в стадии демографического перелома. С 1990 по 2013 год население здесь упало с 1,570 до 1,287 миллиона жителей (не все обитатели Эстонии являются гражданами).
Так что в длительной перспективе положение Эстонии может оказаться напряжённым. Природных ресурсов, экспорт которых мог бы обеспечить профицит торгового баланса, в стране нет. В промышленном производстве (мама автора этих строк на даче слушает музыку по ещё ламповой, но уже стереофонической «Эстонии» с очень тёплым звуком) европейской стране с уменьшающимся населением состязаться с изобильной молодёжью Юго-Восточной Азией невозможно. Даже притом, что Эстония довольно мало тратит на социальную защиту населения…
Так что волей-неволей остаётся искать решение проблемы на путях, открываемых постиндустриальным обществом. Вон, у Люксембурга-то актуальных в наше время ресурсов и нет, а доход на душу населения рекордный — $110 423… А Эстония имеет очень и очень неплохие шансы вписаться в экономику информационного общества, века знаний. Её школьники показали превосходные результаты в международных тестах знаний PISA-2012, лучшие на постсоветском пространстве и одни из лучших в Европе. Тартуский университет — один из двух вузов бывшего СССР (другой — МГУ), присутствующих в международном рейтинге университетов THE-2013 («Всемирный забег университетов, сезон-2013/2014»).
Ну а о построении в Эстонии электронного государства много раз рассказывала ещё бумажная «Компьютерра». Ещё в прошлом тысячелетии правительство страны перешло к безбумажным заседаниям кабинета министров, пользуясь электронной сетью документации в интернете. И подавать налоговые декларации электронным путём в Эстонии можно аж с 2000 года. В 2010-м 92% налоговых деклараций в Эстонии было предоставлено через Интернет. Через единый портал гражданин по Сети может получать различные государственные услуги.
И пользуются жители страны этим очень широко. Так, на январь 2009 года в Эстонии проживало более миллиона обладателей ID-карт (девять десятых всего населения). ID-карта является удостоверяющим личность документом для всех граждан старше 15 лет и постоянных жителей Эстонии, находящихся в стране на основании вида на жительство. С помощью ID-карты жители могут удостоверить свою личность как обычным, так и электронным способом, а также использовать её для оформления цифровой подписи, для участия в выборах и даже покупки проездных билетов на общественный транспорт.
ID-карта оказывается документом, достаточным для ведения на территории Эстонии большинства видов бизнеса (который ведётся в условиях минимума административных барьеров). Ну а теперь озабоченные проблемой развития национальной экономики власти Таллина, снабдившие население электронными документами, готовятся обзавестись и электронными гражданами, точнее — электронными постоянными жителями. (Напомним: социальная структура Эстонии смахивает на Афины, с их гражданами и метеками…)
Речь идёт о возможности выдачи ID-карт тем, кто не живёт в Эстонии физически, — предоставляя им эдакое «цифровое гражданство». («This is so freaking huge man, it’s insane’: The plan to let anyone become European — digitally») Идея эта была высказана ещё семь лет назад, в апреле 2014-го одобрена правительством Эстонии и в случае одобрения её также и парламентом первые цифровые удостоверения личности будут выданы ещё до истечения этого года.
Что же даёт «цифровое гражданство»? Его обладатель сможет пользоваться эстонскими онлайн-услугам, открывать банковские счета и учреждать предприятия даже без физического посещения Эстонии. О том, как электронный бизнес всё больше замещает бизнесы традиционные, мы писали в прошлой колонке («Убьют ли ИТ-фирмы традиционные банки?»). А тут появляется возможность вести электронный бизнес по законодательству Европейского союза, одного из крупнейших и богатейших рынков планеты. Да ещё и вести его в стране с одними из самых низких трансакционных издержек. Представляющий план государственный компьютерщик Таави Котка (Taavi Kotka) и глава департамента внутренней миграции и пограничной службы МВД Эстонии Рут Аннус (Ruth Annus) надеются, что к 2025 году эстонскую и-идентичность (Estonian e-identity) получат десять миллионов человек.
Десять миллионов! На порядок больше нынешний численности взрослого населения Эстонии! С этим проектом эстонские власти связывают вполне амбициозные планы. Даже если удастся всего лишь удвоить число зарегистрированных в Эстонии фирм (а сегодня таких предприятий различных размеров — восемьдесят тысяч), то уже это будет громадным выигрышем для экономики прибалтийской страны. Но ведь речь идёт об увеличении численности активного населения в целых десять раз! Так что Эстония может превратиться в «цифровой офшор», превосходящий по размерам издревле баловавшийся этим Люксембург!!!
Страна, не могущая экспортировать природные ресурсы, ресурсы трудовые да благоприятный физический климат (как делает это Испания), готова экспортировать свой благоприятный климат предпринимательский да минимальные трансакционные издержки вкупе с доступом на рынки ЕС. Вполне возможно, что этого окажется достаточным для значительного повышения доходов этой страны.
ID-карта будет выдаваться на основе биометрической идентификации, снятия отпечатков пальцев или сканирования радужной оболочки глаза. Эстонские государственные деятели специально оговаривают, что её получение является не правом, а привилегией. При малейшем подозрении на то, что и-гражданин занимается преступной деятельностью или деятельностью, противоречащей интересам эстонского государства, она будет аннулироваться. Впрочем, конфискации средств на счетах в банке это не означает — просто дальнейшие операции с ними придётся вести в офлайновом режиме.
Так что маленькое и лишённое природных ресурсов прибалтийское государство демонстрирует готовность начать зарабатывать на очень оригинальной идее — вызывающей интерес даже среди резидентов Кремниевой долины: они готовы воспользоваться и-гражданством для проникновения на рынки Европейского союза. Вполне возможно, что такая возможность пригодится и отечественным предпринимателям и специалистам.