Фурор, произведённый Элоном Маском — объявившим на днях о бесплатной раздаче патентов Tesla Motors, — не сравнится ни с чем. Поступок беспрецедентный: патентный портфель — чуть ли не самая ценная, самая надёжная часть собственности любой высокотехнологической компании (автомобильной — и подавно: посмотрите, как гордится Ford патентной насыщенностью своего нового пикапа F150). Но нет ли здесь подвоха? Уж слишком красиво смотрится такой подарок обществу! Что ж, чем дальше, тем реже слышны наивные «Ах, Маск такой душка, он заботится о конкурентах и планете Земля!», тем чаще мелькают версии эгоистические — заставляющие уважать этого гения техники и маркетинга ещё сильней.
Собственно заявление, если вы его не читали, умещается на одной страничке. 12 июня в официальном блоге Tesla Motors Маск написал почти буквально следующее: украшенной патентами стены (изобретатели подвержены интернациональной слабости: оклеивают стены авторскими свидетельствами) в штаб-квартире компании больше нет, её убрали во имя духа open source и скорейшего развития электромобильной технологии. Мол, мы пионеры и не можем позволить себе минировать проложенную нами дорожку интеллектуально-собственническими минами. Поэтому Tesla не станет преследовать никого, кто, действуя с благими намерениями, пожелает её технологии использовать.
Это главное. Остальное — декоративные рассуждение про благо для окружающей среды («Tesla… строит электромобили… чтобы решить углеродный кризис») и индустрии электромобилей («Мы верим… все выиграют от общей быстроразвивающейся технологической платформы»). И уже из этого ясно, что разговоры про «халявную раздачу патентов» — чушь.
Во-первых, патенты остаются у Tesla. Маск отнюдь не опубликовал их под истинно свободной лицензией а-ля GNU GPL: он только лишь пообещал не мешать использовать патентованные разработки в некоторых случаях. Не скажу за автомобилистов, а вот айтишникам прекрасно известно, сколько проблем породила подобная «как бы свобода». Непонятно, как быть с производными технологиями — которые будут построены, опираясь на «подаренные» патенты. Непонятно, как быть, если Маск, не приведи господи, вдруг умрёт или Tesla Motors кто-нибудь купит: новый владелец может изменить политику Tesla, после чего за заимствованные патенты придётся заплатить. Так что «open source» в заявлении Элона только для красоты слога: на самом деле никакие это не открытые исходники, в лучшем случае freeware.
Во-вторых, есть оговорка про «благие намерения», сама по себе стоящая всего остального. Не поручусь, что я перевёл английское «in good faith» юридически точно (вариант: «добросовестное использование»), но смысл должен быть ясен: эта оговорка оставляет Tesla юридическое и моральное права тащить в суд любого конкурента, позаимствовавшего её патенты. Достаточно лишь заявить, что тот действовал недобросовестно, руководствуясь не благими намерениями, — а уж правда это или нет, не важно. Айтишникам тут опять-таки есть что вспомнить: судилище Oracle и Google по поводу (вроде бы никому не принадлежащего) программного интерфейса Java, использованного при создании Android, тянется, если я правильно понимаю, по сей день.
Иначе говоря, пообещав всё, Элон Маск не пообещал ничего, и уж тем более ничего не потерял. Правда ли, что его беспокоит глобальное потепление или состояние электромобильной индустрии? Правда, но только до тех пор, пока это совпадает с выгодой для его собственной компании. То, что сделала Tesla сейчас, нельзя сравнивать с подарком, преподнесённым обществу полвека назад Volvo (она безвозмездно отдала изобретённый её инженером трёхточечный ремень безопасности). Её оригинальная патентная политика продиктована исключительно эгоистическими соображениями.
Tesla Motors слишком мала. Её разработки революционны, но заниматься такими разработками — удовольствие дорогое, а масштабы продаж всё ещё недостаточны, чтобы финансировать быстрое расширение компании (критики шутят, что продажи всех, включая и производимых Tesla Motors, электромобилей в мире пока сопоставимы с ошибкой округления в статистике продаж автомобилей с ДВС). Кроме того, ей ставят палки в колёса (по крайней мере в США) классические автопроизводители. Возможно, поделившись своими разработками — пусть не с устоявшимися автогигантами, которые, конечно, озвученные условия сочтут неприемлемыми, а со стартапами, — удастся продавить сопротивление законодателей, сдвинуть некоторые застывшие направления (вроде работ над более ёмкими аккумуляторами и постройки сетей «заправочных» станций для электромобилей) и в конце концов облегчить себе жизнь.
Читая про «благотворительность» Маска, следует иметь в виду и ещё одно обстоятельство: он не любит патенты не только за то, что они «тормозят прогресс». Рассказывая как-то о SpaceX, он обмолвился, что компания почти ничего не патентует. Как так? Да очень просто. Начни они описывать свои разработки в патентных заявках, китайцы — которые плевать хотели на авторские права, когда речь идёт о стратегических инновациях, — немедленно передрали бы всё. В такой ситуации разумно работать втихую, не раскрывая секретов. И очень вероятно, что у Tesla Motors таких неафишируемых секретных наработок (самое полезное, самое важное!) тоже хватает.
Итог? «Раздавая» патенты, Tesla Motors ничем не рискует. Открытой информации недостаточно, чтобы (упрощённо говоря) построить копию Model S. И даже тем, кто ухитрится максимально приблизиться к решению этой задачи, Tesla всё ещё будет что предложить: построив проектируемую сейчас гигафабрику, компания сосредоточит в своих руках половину мирового производства аккумуляторов для электромобилей. И, кстати, сможет предложить их по беспрецедентно низкой цене.