На прошедшей конференции F8 Марк Цукерберг сообщил, что собирается реорганизовать Facebook и сделать его больше похожим на социальную сеть Google+. Ирония в том, что, когда компания Google запустила свою соцсеть, большинство упрекало основателя поискового сервиса в подражательстве и предрекало ей скорый крах. Сейчас основатель Facebook открыто говорит о желании копировать принципы Google+, а не наоборот.
Первые шаги уже сделаны. В интервью изданию New York Times Цукерберг объяснил, что его компания сейчас работает над «разделением большого синего приложения» — то есть разделяет мобильный клиент и сайт Facebook на множество отдельных и узкоспециализированных сервисов.
То, что раньше служило ядром социальной сети, останется лишь как служба авторизации, которая обеспечивает вашу цифровую идентификацию и взаимосвязь персонального контента во множестве сервисов Facebook. Именно по такому принципу работает Google. К примеру, залогинившись через браузер в почте, человек получает доступ к чатам, контактам, календарю, облачному хранилищу, YouTube, соцсети и всему остальному. При этом для каждого сервиса есть отдельный сайт или мобильное приложение.
Как пояснил Цукерберг, Facebook всегда развивалась по пути добавления новых функций к основному веб-порталу и единой программе. Со временем интерфейс оказался перегружен, а мобильное приложение стало требовать слишком много системных ресурсов и трафика. Особенно это сдерживает привлечение пользователей из развивающихся стран, куда Марк давно нацелился в поисках новых клиентов. Сейчас пользователи предпочитают концепцию «одна задача — одно приложение», и именно ей собирается следовать компания Facebook в дальнейшем.
Другой причиной, которая выглядит более реалистичной, может быть и тот факт, что сама модель существования Facebook как социальной сети исчерпала себя. Она была одной из первых и стала крупнейшей, но сейчас наблюдается устойчивый отток из неё давних пользователей. Старожилы снижают активность или вовсе закрывают аккаунты, а общее число людей поддерживается в основном за счёт неофитов. Они тоже идут в Facebook менее охотно, чем несколько лет назад. Просто потому, что появилась масса альтернатив.
Для тех, кто давно завёл аккаунт на Facebook, эта социальная сеть постепенно становится обременительной. В «друзья» успели добавиться не только ближайшие родственники и приятели, но и коллеги по работе, начальники, дети и родители. Всем этим людям не откажешь в доступе без обид, поэтому публиковать что-то личное в Facebook готовы всё меньше социально активных пользователей.
Для такой разношёрстной компании, как «друзья из Facebook», трудно (если вообще возможно) производить уникальный контент, не задевая ничьих чувств. Поэтому люди стремятся в другие социальные сети, где пока ещё нет напросившихся в друзья и можно более внятно разделять всех на группы.
После всплеска интереса к новостям от «друзей» как к новому формату распространения информации основная масса перестала ценить такие ежедневные подборки. Об этом свидетельствуют и два недавних эксперимента Facebook под названием Paper и Home. По сути в них рассматривалась пара вариантов автоматической обработки новостной ленты и её наиболее удобного представления. Ни один из них не увенчался успехом.
Ещё один фактор, заставляющий сейчас отвернуться от Facebook, — это скрупулёзный сбор статистики о действиях пользователя из любых источников и её анализ методами обработки «больших данных». «Компьютерра» уже писала о том, что в Facebook не только узнают об изменении взаимоотношений людей (часто — раньше, чем их офлайновые друзья), но и учатся прогнозировать их. С помощью математических методов довольно неплохо удаётся рассчитать, как именно будет развиваться новое знакомство, чем и когда примерно оно закончится.
Делают ли это создатели других соцсетей? Мы не знаем наверняка, но только Facebook регулярно публикует серии тематических исследований по данным анализа профилей пользователей и их сетевой активности. Конечно, предварительно выполняется процедура деперсонализации, но ничто не мешает при необходимости воспользоваться столь мощным инструментом в отношении конкретного пользователя.
Текущая стратегия разукрупнения Facebook не означает, что работа каких-то сервисов будет приостановлена. Это говорит скорее о том, что новые приобретения сохранять значительную часть своей самостоятельности, как это произошло с WhatsApp и Instagram. У многих пользователей они даже не будут ассоциироваться с Facebook.